funkyboyakeem (funkyboyakeem) wrote,
funkyboyakeem
funkyboyakeem

Categories:

Почему омское метро нужно законсервировать

Отправил свои предложения на публичные слушания по областному бюджету на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов. Предложения касаются исключительно общественного транспорта, так как по поводу всего остального написать просто не успел. Надеюсь, завтра удастся выступить в областном правительстве и озвучить их, а если не удастся, то пусть здесь полежат.

Сперва напишу преамбулу с основной мыслью, а затем - сам текст предложения в том, виде, в каком отправил его в интернет-приёмную - довольно громоздкий, сухой и с обилием всяких цифр.

Так вот, суть моего предложения: законсервировать строительство метро до лучших времен (связанных с получением масштабного федерального финансирования), а заложенные на него средства перенаправить на развитие уже существующей сети городского общественного транспорта, в первую очередь трамвая, а также на создание Комплексной транспортной схемы Омска с привлечением ведущих мировых специалистов, в частности профессора Вукана Вучика.

бюджет

Всё просто: даже если проект метро пересмотрят в пользу сращивания с трамваем, первый пусковой участок 6,9 км. - от библиотеки Пушкина до автовокзала - всё равно придется построить в изначальном подземном виде. На это нужно 16 миллиардов. У области есть только миллиард в год, федеральный бюджет средства выделять не торопится. Такими темпами пресловутые 4 станции откроются только через 15 лет.

Для строительства метро областной миллиард значит немного, а вот остальной общественный транспорт за эти деньги можно существенно улучшить уже за 2 года. К примеру, отремонтировать ВСЮ трамвайную сеть Омска, закупить несколько десятков новых трамваев и троллейбусов (ну, или автобусов, здесь не принципиально).

А параллельно с этим запустить создание Комплексной транспортной схемы (КТС), которую наш город вообще-то не имеет. Поэтому и мечемся, не зная куда направлять те небольшие средства, что есть - на метро, ЛРТ, трамвай, маршрутки, или вообще всё позакрывать нафиг и строить только дороги - потому что нет стратегического плана (хотя есть и другие причины), созданного в соответствии с достижениями современной транспортной науки.

Документ этот делается небыстро - 1,5 - 2 года, так как нужно собрать и обработать огромное количество данных, построить модели и т.д. К этой работе я предлагаю подключить эксперта с мировым именем профессора Вукана Вучика, разрабатывавшего транспортные системы многих европейских и американских городов. Я связался с профессором Вучиком пару недель назад и он дал понять, что может приехать в Омск, если его позовут. Мы можем себе позволить услуги специалистов его уровня, так как затраты на них, как и на всю КТС - очень небольшие по сравнению с теми деньгами, что заложены на метро.

Дальнейшие (после 2015 года) расходы на транспорт должны осуществляться не на основе прихоти властей или моей прихоти, а только на основании научных данных, чтобы опять не оказаться в ситуации как с метро, когда вбухали огромные деньги непонятно на что, и теперь не знаем, что с этим делать.

Как-то так.

Вот вам схема развития омского трамвая, предложенная Игорем omchanin Федоровым и Юрием youra_r Романовским. Красным обозначено то, что есть сейчас (и что можно откапремонтить за 2 года полностью), синим - как развивать дальше.

Нажми, чтобы увеличить
(фото кликабельно)

А теперь сам текст.
Предложение на публичные слушания по проекту закона Омской области № 510-5 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов,

1. Статья "Транспорт", обозначенная в данной таблице номером "04 08".

Содержание предложения:
Перераспределить средства, заложенные на строительство первого пускового участка (6,9 км.) первой линии омского  метрополитена следующим образом:

В 2014 году:
- Направить 70 млн рублей на разработку Комплексной транспортной схемы Омска, в том числе с привлечением транспортных экспертов с мировым именем, в частности ведущего советника минтранса США профессора Вукана Вучика,
- Направить 1 млн. рублей на разработку документации по консервации первого пускового участка омского метрополитена до получения федерального финансирования на завершение строительства.
- Направить 4 млн. рублей на содержание первого пускового участка метрополитена.
- Направить 247,5 млн. рублей на капитальный ремонт 17,6 км. трамвайный путей, в том числе 3,7 км. по ул. Богдана Хмельницкого, 2,5 км. по ул. 2-я Транспортная-Панфилова, 4,2 км. по ул. Серова, а также восстановление 7,2 км.-линии по ул. Заозерная-Лукашевича
- Направить 390 млн. рублей на покупку 30 новых трамваев по цене 13 млн. рублей за штуку.
- Направить 195 млн. рублей на покупку 30 новых троллейбусов по цене 6,5 млн. рублей за штуку.

В 2015 году:
- Направить 4 млн. рублей на содержание первого пускового участка метрополитена.
- Направить 333,3 млн. рублей на капитальный ремонт 21,2 км трамвайных путей, в том числе 3,2 км. по ул. Жукова-Котельникова, 5,1 км. по ул. Лермонтова, 3,9 км. по ул. Челюскинцев, 2,3 км. по ул. Учебная, Орловская, Циолковского, 2,2 км. по ул. Заозерной, 2,9 км. по пр. Королёва и 1,6 км. по 7-й Дунайской.
- Направить 390 млн. рублей на покупку 30 новых трамваев по цене 13 млн. рублей за штуку.
- Направить 195 млн. рублей на покупку 30 новых троллейбусов по цене 6,5 млн. рублей за штуку.

Обоснование предложения:
Исходя из вышеназванной таблицы "Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам и подразделам на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", расходы на статью "Транспорт" составляют соотвественно 1 460 552 668,17, 1 249 532 497,48 и 589 082 142,80 рублей. При этом в недавно опубликованном на сайте областного правительства проекте государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы Омской области (2014 – 2020 годы)» сообщалось, что большая часть затрат областного бюджета на развитие транспорта должна пойти на строительство омского метрополитена. В проекте программы указаны суммы 1 006 000 000,00 рублей, 1 005 000 000,00 рублей и 306 000 000,00 рублей соответственно за 2014, 2015 и 2016 годы.
Таким образом на строительство метрополитена должно пойти 69 % запланированных на развитие транспорта средств в 2014 году, 80% - в 2015 году и 52% - в 2016 году.

Об избыточности, а зачастую и убыточности систем "классического" подземного метро для большинства крупных российских городов в последние годы говорится немало. Системы, рассчитанные на перевозку от 25 000 до 50 000 человек в час, построены и продолжают строиться в городах, где пиковые пассажиропотоки едва достигают 20 000 человек в час. Омск - один из примеров подобных городов. По всей видимости, с осознанием данного противоречия связаны последние новости о вероятном изменении планов областного правительства относительно метро, которое хотят интегрировать с трамвайной сетью и создать единую рельсовую систему на базе ЛРТ.

Однако даже подобный проект "облегчения" метро предполагает завершение строительства первого пускового участка первой линии метрополитена - от станции «Красный путь» (библиотека им. А.С. Пушкина) до станции «Автовокзал» (Соборная) - в его первоначальном "подземном" виде. В начале 2013 года губернатор Виктор Назаров сообщил, что для завершения строительства данного участка к 2016 году потребуется еще 16 миллиардов рублей.

Предполагается, что большая часть из необходимых 16 миллиардов должна поступить из федерального бюджета, но, исходя из последней имеющейся информации, никаких средств на омский метрополитен в минтрансе РФ так и не запланировано. Никак не отражено федеральное софинансирование и в вышеуказанном проекте госпрограммы развития региональной транспортной системы. Всё, что имеется на данный момент - 1 006 000 000,00, 1 005 000 000,00 и 306 000 000,00 рублей соответственно на 2014, 2015 и 2016 годы.

Очевидно, что при таком финансировании никакого открытия первого участка метрополитена в 2016 году не произойдет. Более того, если средства будут поступать такими темпами, то участок будет запущен лишь через 15 лет, и всё это время предполагаемая единая рельсовая система города будет находиться "в ожидании" запуска 7 километров метро, на которые будет уходить львиная доля бюджета.

Исходя из вышеизложенного, наиболее рациональный вариант в нынешних условиях - заморозить строительство метрополитена до получения федерального финансирования, а запланированные на него средства, составляющие 69 %, 80% и 52% от общих транспортных расходов в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно, направить на развитие в первую очередь трамвайной сети, а также других видов наземного общественного транспорта. В соотношении "затраты-результат" такое вложение будет гораздо более эффективным, нежели продолжение строительства участка метрополитена. В сочетании с другими мерами по развитию общественного транспорта (к примеру, введением выделенных полос для автобусов и троллейбусов), консервация метро и перераспределение запланированных на него средств позволит в обозримом периоде 2014-2016 года получить гораздо более разветвленную, более эффективно работающую и, что самое важное, намного более связную транспортную систему.

Исходя из опыта Красноярска, разработка документации по консервации метрополитена обойдется примерно в 1 миллион рублей. Само содержание первого пускового участка, согласно проекту госпрограммы, обойдется в 4 миллиона рублей в год.

Ход дальнейшего транспортного развития должен быть продиктован научными исследованиями и отражен в конкретном документе. Именно поэтому одной из важнейших задач транспортного развития Омска и прилегающих территорий является создание Комплексной транспортной схемы (КТС), которой у города до сих пор нет. Именно такой документ, разработанный профессионалами в соответствии с последними достижениями транспортной науки, и должен определять, какой вид транспорта получит приоритет в развитии, какие именно меры и затраты потребуются и т.д.

По опыту Нижнего Новгорода, где месяц назад началась разработка КТС до 2030 года, затраты на её создание составят приблизительно 70 млн. рублей. При этом завершиться разработка документа должна через 2 года - в декабре 2015.

Создание КТС предполагает использование расчетов, произведенных в специализированном программном обеспечении PTV Vision (подробнее о его внедрении в Самаре можно прочитать здесь).

Помимо этого необходимо привлечь к разработке КТС ведущих мировых специалистов с богатым опытом построения транспортных систем. Так ведущий советник минтранса США, профессор Вукан Вучик, разрабатывавший транспортные системы таких городов как Нью-Йорк, Торонто, Рим, Белград, Неаполь, Каракас, Эдмонтон, Манчестер и Мехико, уже высказывался об омском транспорте. А в личной переписке со мной профессор Вучик дал понять, что может поработать в Омске и обозначил стоимость своих услуг (в среднем $250 в час, но в зависимости от проекта) - она уже заложена в обозначенные 70 млн. рублей на разработку КТС.

В течение 1,5-2 лет, которые займет разработка КТС, имеющиеся средства необходимо направить на поддержание в рабочем состоянии уже имеющейся сети общественного транспорта, и в первую очередь трамвайной сети. Запланированные расходы на строительство метро, которые предлагается перераспределить, на 2014 и 2015 годы примерно одинаковы и составляют 1 006 000 000,00 и 1 005 000 000,00 рублей.

Согласно "Программе развития электротранспорта", подготовленной омским департаментом транспорта этой весной, 66% троллейбусов и 98% трамваев прошли срок амортизации. Поэтому предлагаю в 2014 году закупить 30 новых трамваев и 30 новых троллейбусов по цене 13 и 6,5 млн. рублей за штуку соответственно. На это уйдет 390 млн. + 195 млн. = 585 млн. рублей. То же самое - закупить 30 новых трамваев и 30 новых троллейбусов - необходимо сделать и в 2015 году. Таким образом городской электротранспорт существенно обновит свой парк, что напрямую скажется на качестве оказываемых услуг. Помимо этого обновленные трамвайные вагоны значительно снижают энергопотребление - на 28% в среднем за год и на 55% в летнее время.

Также в вышеназванной программе составлен график капитального ремонта трамвайной сети Омска до 2022 года. Перенаправив бюджетные средства с метро на трамвай, можно отремонтировать всю сеть уже за два года. Согласно информации дептранса, стоимость капитального ремонта 1 км. путей составляет 14 млн. рублей, а по современной бесшпальной технологии - 50 млн. рублей.

Если говорить о стандартной шпальной технологии, то можно отремонтировать:
В 2014 году - 17,6 км. путей, в том числе 3,7 км. по ул. Богдана Хмельницкого, 2,5 км. по ул. 2-я Транспортная-Панфилова, 4,2 км. по ул. Серова, 3,2 км. по ул. Жукова-Котельникова, 5,1 км. по ул. Лермонтова, а также восстановление 7,2 км.-линии по ул. Заозерная-Лукашевича. Общая стоимость составит 360 млн рублей.
В 2015 году - 21,2 км. путей, в том числе 3,9 км. по ул. Челюскинцев, 2,3 км. по ул. Учебная, Орловская, Циолковского, 2,2 км. по ул. Заозерной, 2,9 км. по пр. Королёва и 1,6 км. по 7-й Дунайской. Общая стоимость составит 220,8 млн. рублей.

В результате капитального ремонта необходимых участков трамвайной сети, а также закупки новых трамваев, Омск уже за 2 года может получить развитую и исправно функционирующую трамвайную сеть из 77,4 км. путей (в однопутном исчислении), проходящую через большинство районов города. На большинстве участков трамвай передвигается по обособленному полотну, что заметно повышает его конкурентноспособность в условии пробок.

В городском бюджете средств на подобные мероприятия найти не могут, поэтому единственные в нынешних условиях возможный способ существенно улучшить систему общественного транспорта - перераспределить средства, запланированные на строительство метро, в пользу остальных видов ОТ, в первую очередь трамвая.


Tags: ptv vision, Вучик, КТС, бюджет, метро, общественный транспорт, трамвай
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments